Корниенко Татьяна Сергеевна

Мастер – класс
«Геокешинг как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: ознакомление педагогов с технологией «геокешинг» в организации познавательных игр с правилами для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «геокешинг».
  2. Обучить практическим приемам использования геокешинга во взаимодействии с детьми.
  3. Повысить заинтересованность педагогов в использовании данной технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Материал и оборудование: экран, ноутбук (компьютер), проектор, презентация (ссылка для скачивания: http://detsad-106.ru), 4 конверта синего, зеленого, красного, желтого цвета с заданиями, игровое пособие «Волшебный круг».

Ход деятельности:

Педагог-мастер: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе. Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

На слайде представлена картинка с изображением различных предметов.

Педагог-мастер: Перед вами картинка с изображением различных предметов. Как Вы думаете, в каких играх можно использовать данные предметы? Например, в каких играх можно использовать предмет, на который указывает стрелка на экране? (ответы участников мастер-класса)

На экране появляется стрелка, направленная на навигатор.

Педагог-мастер: Вспомните и назовите игры с ориентированием, в которые возможно Вы тоже играли в детстве? (ответы участников мастер-класса)

Педагог-мастер: В нашем современном мире все игры, связанные с ориентированием получили новое название – «геокешинг». Геокешинг имеет свою историю. Она началась в 2000 году, автор игры – американский блогер Дэйв Алмер. Складывая смысл составляющих его слов «geo» (земля) и «cache» (тайник), получается – «поиск тайника в земле». Главной целью геокешинга

93

является умение ориентироваться в пространстве по заданному маршруту в поисках тайника с помощью навигатора. Как и любая игра, геокешинг имеет свои четкие правила:

 поиск тайника по четко заданным ориентирам (использование зрительных ориентиров или подсказок);

 разрешается забрать из тайника понравившийся предмет (забираем весь тайник или только понравившийся предмет);

 взамен взятого, положить в тайник любой свой предмет;

 оставить в тайнике записку о своей находке.

В организации геокешинга имеются свои особенности. В работе с детьми дошкольного возраста мы пока не имеем финансовых возможностей использовать настоящий навигатор. Заменить навигатор нам поможет обычная карта с заданным маршрутом, изготовленная как самим воспитателем, так и совместно с детьми.

На первых этапах освоения игры с детьми составляются самые простые маршрутные карты – линейные. Зрительные ориентиры на карте обозначаются по периметру карты с помощью картинок или готовых наклеек. Для этого можно вовлечь детей в совместную деятельность по изготовлению такой карты.

Рассмотрим вариант такой карты. Обратите внимание на экран (на экране представлена линейная маршрутная карта «В поисках подарка для мамочки»). По данной карте дети ищут тайник в помещении группы, ориентируясь по картинкам на карте, которая становится для них навигатором. Отправная точка маршрута – это красный крестик. Посмотрите внимательно на карту и назовите, где, по-вашему, спрятан в группе тайник? (ответы участников мастер-класса: в библиотеке)

Педагог-мастер: Что подсказывают вам другие картинки? Через какие игровые зоны и помещения группы будет проходить маршрут детей в поисках тайника? (примерные ответы участников: моечная, уголок изодеятельности, строительный уголок или уголок для мальчиков, спальня)

Педагог-мастер: Обратите внимание на экран. Сейчас мы с вами рассмотрим другой вариант маршрутной карты, с усложнением, так называемый пошаговый маршрут (на экране представлена карта с усложнением: стрелки направлены в разные стороны). Усложнение вносим после того, как дети овладеют умением самостоятельно ориентироваться по линейной карте. Усложненный маршрут – это маршрут с четко заданным количеством шагов в заданном направлении. Направление движения нам указывают стрелочки с определенным количеством шагов, с разнообразными разворотами и поворотами (направо, налево, назад, вперед, по диагонали, кругом).

Дети могут самостоятельно выбрать место для игры: в группе, музыкальном зале, на спортивной и игровой площадке и в любых помещениях детского сада, где будет проходить геокешинг. Также и место нахождения тайника, который может быть спрятан в земле, на дереве, в коробке и т.д.

Геокешинг может быть тематическим. Задача воспитателя заключается в том, чтобы показать детям способ развития игрового сюжета через игровую проблемную ситуацию, интригу. Детям сначала будет трудно, поэтому вначале воспитатель показывает, как можно выбрать тему игры и придумать сюжет с помощью игрового пособия «Волшебный круг». Затем дети могут выполнить это самостоятельно. «Волшебный круг» – это обычный картонный диск с кармашками и со стрелочкой. В кармашках можно поместить серию любых картинок и с помощью стрелки выбрать тему игры. Например, дети выбрали картинку с сюжетом из сказки «Снежная Королева», с помощью наводящих вопросов взрослый развивает сюжет игры. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, попробовать сделать это вместе с вами.

Примерные вопросы для развития сюжета игры: «Что могла похитить Снежная Королева?». Куда могла спрятать похищенное? Какие трудности и преграды она могла придумать для нас?

Педагог-мастер: Итак, тема нашей игры: «В поисках волшебной картины». Сюжет – Снежная Королева похитила волшебную картину Герды. Превратила ее в ледяные осколки. Надо найти и собрать все ледяные осколки, чтобы расколдовать картину Герды. Использование такого игрового пособия позволяет детям бесконфликтно решить спорную ситуацию при выборе темы и сюжета игры.

Следующая особенность игр в геокешинг с детьми может заключаться на этапе распределения

ролей. Дети сначала с помощью воспитателя, а потом самостоятельно распределяют между собой роли – кто будет прятать тайник, это так называемые – «Навигаторы» и составлять карту поиска. Кто будет искать этот тайник, так называемые «геокеширы». При распределении ролей могут возникать небольшие конфликты. Чтобы научить детей решать споры бесконфликтно, мы используем «Сундук споров» и разнообразные жеребьевки, считалки.

Следующее правило игры в геокешинг с детьми – выбор заданий. Задания могут быть разнообразные: отгадывание загадок, расшифровка ребусов, решение примеров и задачек, а также задания творческого характера. Самое главное условие – это соответствие содержания заданий по теме игры. С помощью «Волшебного круга» сначала дети могут подобрать задания.

Педагог-мастер: Приглашаю к столу участников фокус-группы принять участие в разработке маршрута по поиску клада.

Участники составляют усложненный вариант маршрутной карты для поиска клада в помещении музыкального зала. Предлагается памятка с описанием этапов и правил игры, игровое пособие «Волшебный круг».

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Сейчас я буду навигатором, а вы геокеширами.

Геокеширам надо выполнить задания для поиска ключей от клада.

Педагог-мастер: Коллеги, которые сидят в четвертом ряду, найдите, пожалуйста, под своим стулом зеленый конверт. Тот, кто нашел, откройте его и прочитайте задание.

Задание для аудитории выводится на экран. Загадка: «Я ходил по разным странам, плыл по рекам, океанам, по пустыне шел отважно – на одном листе бумажном…» (карта).

Педагог-мастер: Правильно! Молодцы! За правильный ответ вы получаете ключик, храните его не потеряйте. Спасибо.

Педагог-мастер: Для выполнения следующего задания коллеги, которые сидят на третьем ряду, необходимо найти под своими стульями синий конверт. Тот, кто нашел его, прочитайте задание.

Также на экран выводится задание: составить слово, расшифровав код (ответ: Тайник).

й н к а и т

3 4 6 2 5 1

Педагог-мастер: За правильный ответ вы получаете еще один ключик, храните его не

потеряйте. Коллеги, которые сидят во втором ряду, найдите под своими стульями красный конверт.

Кто нашел, прочитайте задание.

Задание выводится на экран: «Расшифровать слово» (ответ: маршрут).

Педагог-мастер: За правильный ответ вы тоже получаете ключ. Коллеги, которые сидят в пятом ряду, найдите под своими стульями желтый конверт с заданием. Прочитайте по схеме, где находится тайник. Подберите ключи к сейфу и откройте тайник. Один из участников находит сейф и открывает его с помощью правильно подобранного ключа.

Педагог приглашает участников фокус-группы для презентации своего задания.

Педагог-мастер: Наш мастер-класс подходит к концу. Предлагаю ответить Вас на следующие вопросы: Что нового вы узнали? (ответы участников мастер-класса)

Педагог-мастер: Где это Вы сможете применить? (ответы участников мастер-класса)

Педагог-мастер: Что вы бы хотели еще узнать об этой технологии? (ответы участников мастер-класса)

Педагог-мастер: Благодарю вас за активное участие в мастер-классе.

Список используемых источников:

  1. Благушина, С. Геокешинг – одна из современных технологий дошкольного образования / С. Благушина [Электронный ресурс] – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/geokeshing-odna-iz-sovremenyh-tehnologii-doshkolnogo-obrazovanija.html (дата обращения: 03.03.2019 г.).
  2. Кулакова, Н.В. одна из современных технологий дошкольного образования / Н.В. Кулакова [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/05/30/geokeshing-odna-iz-sovremennyh-tehnologiy-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 03.03.2019 г.).

Скачать мастер класс

Проект

Слайд 2. Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни». (Елена Ивановна Рерих)
Актуальность проекта
Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования.
В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие педагогического коллектива.
Дошкольному учреждению необходим педагог:
• владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса,
• умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку
• способный реализовать принципы построения образовательного процесса
• ориентированный на личность ребенка
• мотивированный на профессиональное совершенствование.
Между тем следует признать, что большая часть инновационных направлений дошкольного образования реализуется не всегда продуктивно и качественно, возникают риски в профессиональной деятельности педагогов по причине нехватки в ДОУ высококвалифицированных педагогических кадров, обозначаются некоторые проблемы:
• отсутствие опыта и недостаток знаний по дошкольной педагогике;
• неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
• недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.
Возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать использование современных методов работы со взрослыми и внедрение нестандартных форм по развитию у педагогов новых профессиональных качеств, а также оптимизация существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной организации.
Проект направлен на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.
Слайд 3. Цель проекта: создание условий для обеспечения профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников.
Задачи проекта:
1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов.
2. Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении профессионального мастерства.
3. Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ
2. Внедрение инноваций и нововведений (открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и рекомендаций).
3. Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения, регламентирующей сопровождение педагога.
4. Создание модели развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
5. Увеличение доли педагогов прошедших аттестацию на первую и высшую квалификационные категории.
6. Качественно сформированный творчески работающий коллектив педагогов-единомышленников.
Основные направления работы:
1. Организация профессиональной коммуникации.
2. Мотивация самообразования.
3. Психологическая и методическая поддержка.
Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги.
Механизм реализации проекта:
1. Оценивание уровня профессиональной компетентности педагогов и представление результатов мониторинговых исследований (разработка карт для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности, карт оценивания профессиональной компетентности педагогов, разработки анкеты для оценки потребностей педагогов в развитии, карта оценки квалификации педагогических кадров).
2. Составление графика повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования.
3. Разработка плана самообразовательной деятельности с указанием проблемы, этапов погружения в суть проблемы, рекомендации.
4. Разработка плана-проекта карьерного роста педагогических кадров.
5. Создание портфолио педагога.
6. Создание личного сайта педагога
7. Развитие и внедрение инновационных форм методической работы по развитию профессионального мастерства педагогов ДОУ, к которым относятся: психолого-педагогический консилиумы, годичные команды педагогов, школа профессионального мастерства и передового опыта, педагогическое ателье или педагогическая мастерская, мастер-классы, кружки качества, временные творческие группы, школы исследователя и прочие.
Ресурсное обеспечение проекта
• Нормативно-правовое
1.Программа развития ОУ на 2021-2022 годы
2. Положение об индивидуальном образовательном маршруте педагога
3. Положение о наставничестве
4. Стандарт педагога
• Кадровое
1.Повышение квалификации управляющих кадров ОУ с целью обеспечения качественного внедрения инновационного проекта.
2.Прохождение педагогами курсовой подготовки для обеспечения их подготовленности к реализации проекта.
• Мотивационное
1.Материальное стимулирование педагогов через систему надбавок и доплат.
2. Награждение педагогов грамотами и наградами за высокое качество обучения и воспитания, обусловленное работой в режиме инноваций.
3.Публикации в СМИ о достижениях педагогов.
4.Выдвижение педагогов на участие в конкурсах.
• Материально-техническое
1.Обеспеченность научно-методической литературой.
2.Приобретение новых учебно-методических комплексов.
Слайд 4. Проект рассчитан на 1 год и включает 4 этапа:
Подготовительный этап (июнь-август) — обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
• Анализ уровня профессиональной деятельности педагогов (составление паспорта педагога).
• Внесение изменений в структуру методической деятельности.
• Создание информационного поля, банка новшеств в сфере образования.
• Выявление потребностей в инновациях, определение их типа.
• Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей воспитанников.
• Создание мотивации на достижение успеха (проведение тестов на мотивационную готовность, активное участие в педагогических мероприятиях).
Организационный этап (сентябрь-октябрь) — усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности
• Создание «Школы становления молодого педагога».
• Пополнение воспитателями базовых научных и методических знаний (копилка методических разработок).
• Развитие исследовательских умений воспитателей (разработка проектов)
• Организация взаимодействия: занятий, круглых столов, т. д. (различные формы педагогического взаимодействия, творческие группы, «Педагогическая гостиная»).
Практический этап (ноябрь-июль) — обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
• Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива
• Совершенствование системы научно-методической работы, её организация.
• Организация работы «Школы молодого педагога».
• Создание системы повышения квалификации внутри ДОУ.
• Разработка педагогами авторских программ, проектов, специальных семинаров.
• Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.
Заключительный этап (август) — выявление расхождений между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.
Содержание деятельности:
• Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
• Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.
• Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию профессионального потенциала.
Исходя из всего вышесказанного, была разработана модель системы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ:

Фронтальные Подгрупповые Индивидуальные
• курсы повышения
квалификации;
• педсоветы;
• семинары;
• педчасы;
• консультации;
• смотры-конкурсы;
• деловые игры;
• Творческая мастерская
• тренинги;
• открытые занятия. • МО педагогов;
• Школа молодого педагога;
• аттестационная комиссия;
• обмен опытом.
• Психолого-педагогические консилиумы • обучение в учебных
заведениях;
• аттестация;
• обобщение опыта
работы;
• самообразование;
• выступление перед
аудиторией.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа с педагогами, будет способствовать положительным изменениям в педагогическом процессе, позволит вести контроль и повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, а именно: стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *